Антонио Бандерас: путь к успеху и влияние Альмодовара

В день рождение актера рассказываем историю становления Антонио Бандераса как одного из самых успешных актеров современности, о влиянии и сотрудничестве с режиссером Педро Альмадоваром с самого начала его карьеры, а также о его последней картине «Главная роль».

Плавно переходя от американских блокбастеров к личным проектам в родной Испании, Антонио Бандерас завоевал мировую популярность, завершив 2010-е годы лучшими в своей карьере отзывами на фильм Педро Альмодовара «Боль и слава». Воссоединение с легендарным режиссером позволило актеру затронуть личную сторону сюжета так, как не смог бы никто другой. В конце 2019-го года он начал получать награды за свою работу, в том числе за «Лучшую мужскую роль» от Нью-Йоркского кружка кинокритиков, на пути к номинациям на «Оскар».

Хосе Антонио Домингес Бандера родился в испанском городе Малага 10 августа 1960 года. В семье полицейского и школьной учительницы помимо Антонио был еще один сын, Франциско. Перелом ноги помешал юноше стать футболистом, поэтому Антонио переключился на искусство, успешно участвуя в региональных постановках, чтобы пробиться в Национальный театр Испании. Тогда он и привлек внимание молодого режиссера Педро Альмодовара, который работал над своей дебютной полнометражной картиной «Лабиринт страстей».

С этой картины начались самые важные творческие отношения в карьере Антонио Бандераса. Испанский актер снялся в фильмах «Матадор» (1986), «Закон желания» (1987) и «Женщины на грани нервного срыва» (1988), с каждым проектом получая все более высокие оценки. Восхождение к успеху продолжилось и в самой противоречивой работе Альмодовара – фильме 1989 года «Свяжи меня».

Успех Антонио Бандераса под руководством Педро Альмодовара побудил его переехать в Голливуд, хотя английский артиста был еще не очень хорош. Его первым американским фильмом стала лента «Короли мамбо», однако большинство американских зрителей, вероятно, впервые признали его в роли любовника зараженного СПИДом героя Тома Хэнкса в оскароносном фильме «Филадельфия». С тех пор Антонио Бандерас не исчезал с экранов более четверти века.

 

Среди самых ярких эпизодов 90-х – «Интервью с вампиром» Нила Джордана, «Отчаянный» Роберта Родригеса, «Наемные убийцы» Ричарда Доннера и экранизация «Эвиты» с Мадонной, которая, по слухам, была влюблена в актера. В конце десятилетия он добился успеха в блокбастерах «Маска Зорро» и «13-й воин».

В 90-е Антонио Бандерас попал в заголовки газет и сделал красные дорожки более интересными, начав встречаться, а затем женившись на Мелани Гриффит. У пары родилась дочь, и он пригласил Гриффит в малорецензируемый фильм 1999 года «Женщина без правил». До этого Бандерас был женат на Ане Леса. В 2015 году, к сожалению поклонников, артист развелся с Гриффит.

В 2000-х Бандерас вновь воссоединился с Родригесом в фильмах «Дети шпионов» и «Однажды в Мексике», вместе с тем он не переставал работать с такими сложными авторами, как Брайан Де Пальма («Роковая женщина») и Джули Теймор («Фрида»). Как и любого актера, занятого в таком многообразии ролей, в эту эпоху его преследовали «бомбы», например, «Соблазн» с Анджелиной Джоли и печально известный «Баллистика: Экс против Сивер», – один из самых критикуемых фильмов всех времен.

Один из лучших отзывов в своей карьере Антонио Бандерас получил за бродвейское возрождение «Девяти», исполнив роль, когда-то сыгранную Раулем Хулиа, и получив за нее номинацию на «Тони».

 

Получив звезду на Голливудской аллее славы, Антонио Бандерас вернулся к Альмодовару для их первого совместного фильма за два десятилетия – «Кожа, в которой я живу» (2011), в котором Бандерас исполнил еще более мрачную роль, чем те персонажи, которых он играл в Голливуде. Фильм получил множество положительных отзывов, а реакция на него, вероятно, привела к новым интересным ролям в фильмографии артиста.

Среди самых ярких картин 2010-х годов – «Нокаут» Стивена Содерберга, новая встреча с Альмодоваром в фильме «Я очень возбужден», «Рыцарь кубков» Терренса Малика, еще один проект Содерберга – «Прачечная», а также участие в нашумевшем сериале «Гений», в котором Бандерас сыграл Пабло Пикассо и получил за эту роль номинацию на «Эмми».

Десятилетие завершилось тем, что принято считать лучшим образом Антонио Бандераса в его карьере. Фильм Альмодовара «Боль и слава» – это глубоко личная картина для режиссера, и актер, с которым он работал в течение многих лет, сумел затронуть те эмоциональные оттенки, которые другим были бы не под силу. Помимо этого, он снова работал с Пенелопой Крус, еще одной звездой, которая, возможно, не была бы такой яркой, если бы Альмодовар не снял ее в начале ее творческого пути. За эту работу он получил награду за «Лучшую мужскую роль» на Каннском кинофестивале.

 

Одной из тем фильма «Боль и слава» стала физическая боль, которая часто приходит со старостью, и Бандерас привносит в этот элемент личный опыт: в 2009 году ему удалили опухоль в спине, а в 2017 он перенес сердечный приступ. После этого ему было имплантировано три стента. Похоже, что после сердечного приступа он действительно обрел новую цель, сказав в интервью Fresh Air: «Это просто дало мне возможность взглянуть на себя со стороны, и заставило важные вещи всплыть на поверхность. Когда я говорю это, люди могут подумать, что я сошел с ума, но это одна из лучших вещей, которые когда-либо случались в моей жизни».

Наряду с международной славой Антонио Бандерас прилагает все усилия, чтобы поддерживать успех в родной стране, и дело не только в том, что он продолжает сниматься в фильмах местного производства. Актер инвестирует в продукцию, произведенную в Испании, и даже владеет половиной винодельни под названием Anta Banderas. Он является послом бренда крупной испанской парфюмерной компании Puig и на протяжении многих лет рекламирует множество ее товаров.

О последней картине «Главная роль»

 

«Главная роль», испанская комедия о режиссере и двух актерах, которые готовятся к съемкам фильма, создана в духе перформанса. Картина состоит из нескольких сцен взаимодействия трех героев, в основном на репетициях в элегантно оформленном офисном помещении. Однако ведущие звезды – Пенелопа Крус, Антонио Бандерас и Оскар Мартинес – играют своих персонажей с таким остроумием, что просто наблюдать за их существованием – одно удовольствие.

Сорежиссеры Мариано Кон и Гастон Дюпра (которые также работали над сценарием) известны острым взглядом и блестящей командной работой, благодаря чему им часто удается рассмешить зрителей самыми простыми вещами: персонаж берет в руки какой-нибудь предмет, выходит или входит в комнату. Вопрос «когда же они закончат репетиции и начнут снимать фильм?» в конце концов перестает возникать в голове зрителя, если он вообще возникал.

Роль Лолы Куэвас, горячего (во всех смыслах) режиссера-автора, играет Крус. Ее героиню приглашает на работу миллионер по имени Умберто Суарес (Хосе Луис Гомес), который в первой сцене фильма декларирует свое желание оставить после себя что-то кроме богатства. Сперва он планировал построить мост со своим именем, а затем передать его в дар правительству, но вместо этого решил купить права на критически известное литературное произведение и профинансировать его экранизацию.

Умберто стыдливо признается Лоле, что никогда не читал книгу, за которую заплатил столько денег, и просит ее рассказать сюжет во время их первой встречи. Лола объясняет, что речь идет о паре враждующих братьев, которые сильно отдаляются друг от друга после того, как младший из них случайно убивает своих родителей в результате аварии во время вождения в нетрезвом виде. Старший брат вызывает полицию, и младший попадает в тюрьму на несколько лет. В конце концов, они мирятся, и на пути к этому происходит множество сюжетных поворотов. Однако эта история не является ведущей в фильме «Главная роль». В центре внимания – то, что происходит, когда Лола приглашает двух актеров, Феликса Риверо (Бандерас, играющий младшего брата) и Ивана Торреса (Мартинес, играющий старшего брата), присоединиться к работе и провести девять дней репетиций.

 

Большую часть фильма Лола, Феликс и Иван вживаются в образы, знакомятся друг с другом, проецируют свои неврозы друг на друга и на материал, а иногда играют в игры разума. Феликс – кинозвезда в духе Бандераса, сыгравший множество ролей в боевиках и получивший многочисленные награды за актерское мастерство (в том числе два «Золотых глобуса» и пять «Гойя»). Он демонстрирует великолепное и безупречное появление, подъезжая к репетиционному залу на красном спортивном автомобиле с откидным верхом, за рулем которого сидит роскошная молодая блондинка. Иван выглядит старше и более оседлым: у него есть 40-летняя дочь от первого брака, а со второй женой они вместе уже 28 лет. Ему свойственна более жесткая манера поведения, характерный актерский тип, связанный с академическими кругами и институтами. Зрители наблюдают, как он проводит занятия с восторженными студентами и рассуждает о философии спектакля.

У каждого из них есть свои заморочки, триггеры и суеверия, а методы и ритуалы коллег вызывают у них глубокое раздражение. Разница в подходах между двумя ведущими героями может быть подытожена часто цитируемой историей о том, как Лоуренс Оливье узнал, что его коллега по фильму «Марафонец» Дастин Хоффман не спал три дня, чтобы вжиться в образ персонажа, и сказал: «Мой дорогой мальчик, почему бы тебе просто не попробовать играть? Это гораздо проще». Но самое интересное, что в зависимости от сцены, каждый из актеров становится Оливье или Хоффманом.

 

Лола, тем временем, напоминает пресловутых режиссеров американской новой волны или европейского арт-кино, которые играют с сознанием подчиненных. Она считает, что не сможет добраться до истины, если не заставит артистов пройти через упражнения, которые теоретически предназначены для изучения сценария, но часто выглядят как садистские и произвольные методы. В середине фильма есть одно упражнение, которое настолько настораживает, что вы тут же начинаете надеяться, что это шутка. Подобное происходит неоднократно, и, хотя лента так и не превратилась в интеллектуальную игру со зрителем в стиле Дэвида Мэмета, к двум третям просмотра начинает проскальзывать определенная шаблонность. Тем не менее, актерская игра и режиссура достаточно сильны, чтобы довести историю до финишной черты.

Главная цель картины – заставить людей смеяться и «выдернуть ковер из-под ног». Несмотря на небольшое количество пафоса, в конечном счете фильм не производит особого впечатления. Проникновение в суть актерской игры, режиссуры и творческого процесса не удивит никого, кто читает закулисные рассказы о съемках кинолент (или смотрит «Барри» канала HBO). По сути, это легкая картина, но, как говорил Вилли Вонка: «Конфеты не имеют смысла. На то они и конфеты».