Фильм, открывший Каннский фестиваль в этом году, был настолько скандален, что мало кто надеялся, что он окажется хорошим. Сначала автор сценария и режиссер-актриса Майвенн вызвала недоумение, выбрав Джонни Деппа на роль Людовика XV, что стало его первой актерской ролью после столь бурного развода с Эмбер Херд – она, как известно, обвинила его в домашнем насилии. Затем, незадолго до начала фестиваля, Майвенн призналась, что плюнула в лицо журналисту. После этого он подал на нее жалобу за нападение. Многие задавались вопросом: что, черт возьми, делают Канны?
Вопреки ожиданиям, «Жанна Дюбарри» оказалась тонкой и хорошо сделанной костюмированной драмой с большим количеством сатирических ноток. Она имеет больше общего с фильмом Стэнли Кубрика «Барри Линдон», чем с «Пиратами Карибского моря». Депп играет одну из своих самых сдержанных и эффективных ролей короля, который влюбляется в куртизанку. Его Луи – молчаливая, меланхоличная, но властная фигура с темной стороной.
Жанна Дюбарри (в исполнении Майвенн) – молодая женщина из очень скромной семьи, которая, отчасти по воле случая, а отчасти благодаря собственным усилиям, попадает в Версальский дворец. Многие мужчины, с которыми она сталкивается, относятся к ней отвратительно, но у нее достаточно остроумия и юмора, чтобы добиться успеха. Сценарий, написанный в соавторстве с Майвенн, обнажает абсурдность и шовинизм придворной жизни. После того как она приглянулась королю, Жанну заставляют пройти унизительный гинекологический осмотр, прежде чем врач признает ее «достойной королевского ложа».
Как режиссер, Майвенн уделяет пристальное внимание костюмам и оформлению «спектакля». Здесь нет тех анахронизмов, которые были в фильме Софии Копполы «Мария-Антуанетта» (2006), который также демонстрировался в Каннах, но есть тот же навязчивый интерес к тому, как одеваются героини и, в частности, к их прическам. В фильме также очень изобретательно использованы места действия в Версале – от зеркального зала до многочисленных пещерных приемных, где переодетые аристократы совершают свои причудливые ритуалы. Людовик XV в исполнении Деппа впервые появляется на расстоянии, шествуя в синем фраке навстречу собравшимся сановникам. Это очень иерархичный мир, в котором каждый взгляд, жест и слово имеют скрытый смысл. Все замышляют заговор против всех остальных. Проявление эмоций считается дурным тоном.
На последних этапах сюжет немного пробуксовывает. Хотя до Французской революции осталось всего несколько лет, и многие из главных героев, показанных здесь, предназначены для гильотины, придворная жизнь удивительно неспешна. Происходит постоянная борьба за власть и влияние – и это все. Единственное настоящее драматическое напряжение возникает, когда Жанна ждет, что молодая и воздушная Мария-Антуанетта соизволит поговорить с ней и тем самым продемонстрирует, что она не изгой.
Жанна – единственный персонаж, который поддается спонтанным эмоциям. Все остальные слишком связаны условностями или собственными интересами, чтобы открыть свои истинные чувства. Поэтому как любовная история фильм получился не очень теплым. Король и куртизанка испытывают глубокую привязанность друг к другу, но не проявляют особой страсти. Большее богатство фильма заключается в его остром юморе и зачастую чудовищных персонажах.
Как «Жанна Дюбарри» повлияет на пошатнувшуюся репутацию Деппа, пока неизвестно, но он играет достаточно солидно. По крайней мере, на этот раз каннские обличители оказались неправы.