Фильм Пола Верховена «Искушение»: катаклизм в монастыре

Пол Верховен рассказывает историю скандала XVII века с участием монахини-лесбиянки.                                                                          

 

Является ли фильм Пола Верховена «Искушение» монашеской эксплуатацией или неэксплуатацией? Является ли эта последняя картина уже 80-летнего режиссера, подарившего нам «Робокопа», «Вспомнить все», «Основной инстинкт» и «Звездный десант», призванной только шокировать, скандализировать и пускать огненные стрелы в организованную религию? Или у него есть другая цель – драматизировать обстоятельства исторического события с участием монахинь-лесбиянок в XVII веке? Да, все вышесказанное верно. Это значительное дополнение к канону Верховена, то есть фильм элегантно создан, великолепно исполнен и настолько же увлекателен, насколько и откровенен. (Фильм выйдет на цифровые платформы 21 декабря, в прокате Минкульт ему отказал).

 

Историческим событием стало расследование, проведенное Римско-католической церковью в отношении сестры Бенедетты Карлини, настоятельницы монастыря в Тоскане. Подозреваемая в лесбийской связи с другой монахиней, сестрой Бартоломеей, она была признана виновной и заключена в тюрьму. Сценарий Верховена был свободно адаптирован – очень свободно – из фильма «Нескромные поступки: Жизнь монахини-лесбиянки в Италии эпохи Возрождения», книги Джудит К. Браун, которая подвергла это дело тщательному научному исследованию. В фильме есть много интересного, но научное исследование не входит в их число. «Искушение» работает на пересечении религиозного и эротического экстаза, используя свою страстную героиню, утверждая, что первое является выражением второго. Одна из тем фильма – боль, хотя худшие ее проявления, причиняемые санкционированным церковью мучителем, милосердно остаются за кадром. Другая тема – последствия подавленного желания, хотя подавление длится недолго.

 

Когда мы знакомимся с Бенедеттой в оживленном предисловии, которое вскоре становится мрачным и напряженным, она еще ребенок, приехавший в тосканский монастырь со своими обеспеченными родителями, но смышленый, удивительно уверенный в себе ребенок, который с нетерпением ждет начала своего послушничества. 18 лет спустя – чудо повествовательных скачков – она становится сияющей красотой монахиней, которую играет Виржини Эфира, бельгийская актриса, сыгравшая пять лет назад небольшую, но важную роль в предыдущем фильме Верховена «Она». К этому моменту самоуверенность Бенедетты превратилась в уверенность в том, что она не просто инструмент Христа, а получатель его прямых повелений, которые включают в себя обнажение в присутствии прекрасной девушки Бартоломеи (Дафна Патакия), ставшей послушницей, укрываясь в монастыре от своего жестокого отца.

 

Фильм Верховена, красота которого также фотографична (оператором была Жанна Лапуари), привлекает внимание по разным причинам – от плотских, духовных и психологических до политических. Сцены лесбийской любви графичны и интенсивны. У сестры Бенедетты проявляются стигматы, в результате чего ее возводят в сан настоятельницы. Одним из самых интересных аспектов ее истории является то, как трудно – невозможно, как кажется, говорится в фильме, – понять, является ли мнимое чудо результатом убеждений Бенедетты, ее заблуждений, расчетов или невообразимой смеси всех трех факторов. Возможно, самый интересный персонаж – аббатиса Фелисити в исполнении Шарлотты Рэмплинг, бывшая настоятельница, свергнутая во время впечатляющего восхождения героини к власти, которая осуждает Бенедетту как богохульную мошенницу. Хотя аббатиса неверующая, как она сама позже выясняет, она предана монастырю сердцем и душой, в отличие от нунция Ламбера Вильсона, циничного символа церковной коррупции.

 

Фильмы Верховена всегда интересны, какими бы неровными они ни были. В «Искушении» есть свои задержки и провалы, но есть и нечто особенно ценное, и это не столько изображение религиозного фанатика и/или фанатички, сколько то, как ее воспринимают. Физическая красота Эфиры необычайна, даже когда она играет Бенедетту как женщину, опустошенную временем и позором. Но она также является выдающимся исполнителем, который создает запоминающуюся модель для всех видов заклинателей, шарлатанов и самопровозглашенных спасителей – фальшивых авторитетов, обладающих даром проецировать подлинную власть. Поразительная часть восхождения Бенедетты к власти – ее вера в себя в сочетании с ощутимым отсутствием сдержанности. Пугающей и поучительной является та горячность, с которой окружающие считают ее непогрешимой и продолжают делать это после того, как она была дискредитирована. В этом смысле «Искушение» – это фильм об истинно верующих и непоколебимой вере.