Что посмотреть: 20 лучших фильмов о кино

Оды кино от Сэма Мендеса, Стивена Спилберга и Дэмьена Шазелла будут бороться за славу «Оскара» в следующем году, а пока вот 20 лучших фильмов о кино, ради которых стоит приглушить свет.

 

Конечно, существует множество способов борьбы с жарой – будь то плавание в бассейне, поедание мороженого или пребывание под кондиционером. Но иногда от жары нужно отдохнуть не только физически, но и мысленно, и нет лучшего способа, чем посмотреть несколько фильмов на зимнюю тематику, которые напомнят нам о том, какими были далекие холодные месяцы. Эти фильмы охладят своими расслабляющими, приятными сюжетами. Так что отдохните от палящего солнца и посмотрите кинокартины из этой подборки, чтобы освежиться.

Что если бы Макс Шрек, звезда немого классического фильма Ф.В. Мурнау «Носферату», действительно был вампиром? Это неотразимая идея, а Уиллем Дэфо в роли актера, который работает только по ночам, пронзителен и уморителен, – но создатели фильма изобразили Мурнау, гения кино, бездарным халтурщиком.

Беглый ветеран войны во Вьетнаме пробирается на съемочную площадку, случайно убивает каскадера, и режиссер с манией величия (Питер О'Тул) шантажом заставляет его занять место погибшего. Умная драма Ричарда Раша стала первопроходцем среди сценариев, изменяющих реальность.

В великолепной перезрелой мелодраме Винсенте Миннелли «Две недели в другом городе», снятой на студии «Чинечитта» под Римом, американская звезда (Кирк Дуглас) получает шанс на искупление. Среди основных моментов, ради которых стоит смотреть: плохое поведение Дугласа в ночных клубах и напряженная сцена вождения в нетрезвом виде с Сид Чарисс, кричащей на пассажирском сиденье его Maserati.

Картина Аббаса Киаростами о съемочной группе, снимающей фильм в пострадавшей от землетрясения иранской деревне, – это сдержанное очарование. В картине много мягкого юмора, когда каменщик, ставший актером, не может добиться расположения своей главной героини, а непрофессиональные исполнители постоянно возражают против диалогов, которые не соответствуют их собственному жизненному опыту.

Любовное письмо Квентина Тарантино к Голливуду 1960-х годов, когда он не рифмует убийства Мэнсона, тусуется с бывшей звездой боевиков Риком Далтоном (Леонардо ДиКаприо) и его каскадером (Брэд Питт), или смотрит, как Шэрон Тейт (Марго Робби) наблюдает за своими ролями в кино. Фильм теряет баллы за неуважительное отношение к Брюсу Ли.

Стив Мартин играет кинорежиссера, снимающего научно-фантастический фильм о параноидальной звезде боевиков (Эдди Мерфи), который не знает, что его снимают, и полагает, что странные события вокруг него – это заговор пришельцев. Мерфи также играет глупого двойника, которого обманом заставляют перебежать через оживленную автостраду. Комедийное золото!

Роберт Олтмен после нескольких лет, проведенных вне мейнстрима, вернулся с экранизацией собственного романа Майкла Толкина о руководителе студии (Тим Роббинс), который убивает сценариста. Но забудьте о сюжете и насладитесь звездными камео и шутками в оживленной деконструкции голливудских клише.

Режиссерский дебют Кристофера Геста – эта восхитительная сатира об идеалистическом выпускнике киношколы (Кевин Бейкон), чей заветный проект в стиле Бергмана превращается в Голливуде в грубый подростковый фильм. С отличной поддержкой Дженнифер Джейсон Ли в роли коллеги выпускника и Мартина Шорта в эпизодической роли агента Бэйкона.

Эдди Мерфи умело играет роль стендап-комика 70-х годов, прото-рэпера и звезды блэксплотейшн Руди Рэя Мура, чей талант к саморекламе превзошел его актерские способности и кунг-фу. Это похоже на переработку фильма «Эд Вуд», если бы только фильмы Вуда были кассовыми. Уэсли Снайпс оказывает неожиданно уморительную поддержку.

В изысканном аниме Сатоси Кона документалист берет интервью у кинозвезды-затворницы (в основе которой лежит Сэцуко Хара). Пока ее воспоминания сплетаются с реальностью, мы вновь обращаемся к истории Японии XX века через ее съемочные площадки, на фоне воспоминаний о таких режиссерах, как Ясудзиро Одзу и Акира Куросава.

Братья Коэны воплотили свою любовь к классическому кино в одном дне из жизни студийного «ремонтника» (Джош Бролин), которому приходится иметь дело с отсутствующими или неправильно подобранными актерами и неудобными беременностями, чтобы фабрика голливудских грез 50-х годов работала бесперебойно. Это и подражание, и дань уважения, а музыкальный номер Ченнинга Татума просто поражает воображение.

Драматург (Мишель Пикколи) едет на Капри, чтобы переписать «Одиссею» для режиссера Фрица Ланга (играющего самого себя), но его самолюбие подрывается, когда жена (Бриджит Бардо) начинает встречаться с продюсером (Джек Пэланс). Ледяной и красивый фильм Жан-Люка Годара построен вокруг правдоподобно распадающихся отношений, а партитура Жоржа Делерю навевает тонкую тоску.

Стив Бушеми играет режиссера, для которого все идет не так на съемках его арт-фартового нью-йоркского фильма в восхитительной оде Тома ДиЧилло о создании инди-фильмов: назойливые микрофоны, взрывающиеся лампы, бунтующие актеры маленького роста. Джеймс ЛеГрос бесценен в роли одержимого собой главного героя, который, как отрицает ДиЧилло, был создан по образцу звезды его режиссерского дебюта – Брэда Питта.

Комедия Синъитиро Уэда, которая в тысячу раз превысила свой микробюджет в прокате, начинается с того, что на актеров и съемочную группу фильма о зомби нападают настоящие зомби, снятые одним дублем. Флэшбэк к истокам проекта вызывает лишь слабый интерес, но не стоит отвлекаться на третий акт, который превращается в славное торжество дешевого кинопроизводства.

Сердечный байопик Тима Бертона с Джонни Деппом в роли человека, которого когда-то прозвали «худшим режиссером всех времен». Несправедливо, ведь малобюджетные фильмы Вуда о монстрах все еще развлекают зрителей много лет спустя. Это забавное, горько-сладкое исследование того, как кинопроизводство превращает кучку неудачников в альтернативную семью, с оскароносной игрой Мартина Ландау в роли звезды ужасов Белы Лугоши.

Джоэл МакКри играет режиссера комедий, который получает больше, чем ожидал, когда выдает себя за бродягу, чтобы исследовать человеческие страдания для серьезной драмы. Престон Стерджес спрашивает: «Зачем снимать соцреализм, если можно заставить людей смеяться?», но его собственный фильм – это мастер-класс по симбиозу комедии и трагедии.

Кирк Дуглас играет продюсера, получившего премию «Оскар», чье запланированное возвращение срывается, когда бывшие соратники отказываются с ним работать. В неотразимом фильме Винсента Миннелли «Голливуд против Голливуда» причины этого показаны во флэшбэках: Дик Пауэлл в роли сценариста, Бэрри Салливан в роли режиссера и Лана Тернер в роли актрисы, которая в бальном платье и мехах мирового класса устраивает истерику.

Франсуа Трюффо в своей собственной полуавтобиографической записке, посвященной кинематографу и людям, которые его создают, играет осажденного режиссера, снимающего на юге Франции захудалую романтическую драму. Непокорные котята, влюбленные истерички и забывчивые дивы – вот лишь некоторые из проблем, воплощенных в эпизодической жизни звездным составом во главе с Жаклин Биссет и Жан-Пьером Лео.

Действие вечнозеленого голливудского мюзикла Стэнли Донена происходит во время перехода от немого кино к говорящему. Джин Келли (сорежиссер) играет кинозвезду, влюбленного в девушку (Дебби Рейнольдс), нанятую для озвучивания раздражающего голоса его коллеги. Дональд О'Коннор бегает по стене в «Заставьте их смеяться», Сид Черисс показывает свои бесконечные ноги, а Келли исполняет самый блестящий танец в истории кино.

Марчелло Мастроянни играет режиссера, который понятия не имеет, о чем будет его следующий фильм, хотя продюсеры уже построили для него гигантскую декорацию в виде ракетного корабля. Федерико Феллини перемешивает мечты, воспоминания и самых потрясающих женщин европейского кинематографа, создавая окончательный проект для авторов, которым не терпится перенести свою собственную жизнь на экран. Многие копировали, но никто не делал это так красиво.