8 недооцененных фильмов Ридли Скотта, которые заслуживают большей любви

В честь легендарного режиссера вспоминаем его работы, которые заслуживают гораздо больше внимания.                       

 

Ридли Скотт снимает художественные фильмы уже почти полвека. За свои 85 лет он не подал признаков того, что сбавит обороты, о чем свидетельствует особенно напряженный 2021 год, когда с разницей в несколько месяцев вышли два его фильма. Он работал над проектами всех жанров и снял несколько бесспорных классических фильмов (например, «Бегущий по лезвию», первый «Чужой», «Гладиатор», «Тельма и Луиза» и другие).

Но при таком широком разнообразии фильмов вполне понятно, что не все картины Скотта стали фаворитами у зрителей. И даже те работы, которые были в какой-то степени успешными или понравились критикам, стали культовыми только спустя годы после их первоначального выхода.

«Последняя дуэль», 2021

«Последняя дуэль» – историческая эпопея, которая стала одним из самых несправедливо оцененных фильмов 2021 года. Картина рассказывает важную, жестокую и трудную для просмотра историю о мести и жестоком обращении с женщинами в средневековой Франции, которая во многом остается актуальной и в наши дни.

То, как «Последняя дуэль» отсылает нас в прошлое – свободно опираясь на реальные события, – чтобы прокомментировать настоящее, делает ее такой интересной. Этому способствует и структура фильма: события воспроизводятся три раза, каждый раз с совершенно разных точек зрения, прежде чем истина раскрывается в ужасающей и удивительно напряженной кульминации. Кроме того, фантастическое внимание к деталям и прекрасная игра всего актерского состава; как фильм не получил ни одной номинации на премию «Оскар», остается одной из самых больших загадок 2021 года.

 
«Великолепная афера», 2003

Он не настолько свеж, чтобы считаться «новым» фильмом, но, учитывая, что ему еще не исполнилось 20 лет, он существует недостаточно давно, чтобы стать классикой.

Впрочем, даже если бы фильм был немного старше, он, возможно, не стал бы «классикой», но это довольно хорошее кино, которое является уникальным в фильмографии Ридли Скотта. Это в основном комедийный криминальный фильм о двух мошенниках и сложностях, которые возникают, когда один из них внезапно воссоединяется со своей дочерью-подростком. Со звездами Николасом Кейджем и Сэмом Рокуэллом в их лучших ролях и в их стихии – будьте уверены, вас ждет хороший просмотр.

 
«Царство небесное», 2005

Фильм «Царство небесное» представляет крестовые походы в масштабах, невиданных ни до, ни после, и является одной из самых глобальных эпопей последнего времени, соперничая с жанром в период его расцвета в 1950-х и 1960-х годах. Сюжет сложен, персонажей много, а батальные сцены поистине впечатляют, что делает фильм захватывающим.

Главная причина того, что этот менее известный фильм Ридли Скотта не всегда упоминается среди его величайших работ, заключается в том, что релиз картины навредил ей. Когда фильм впервые вышел в кино, он длился 144 минуты, предлагая зрелищность, но разрушая течение сюжета и оставляя слишком много необъяснимых вещей. Позднее, режиссерская версия кардинально изменила восприятие фильма, добавив около 45 минут к продолжительности и сделав историю гораздо более последовательной и удовлетворительной. Необходимость искать гораздо более совершенную версию фильма снижает его доступность и, вероятно, привела к тому, что «Царство небесное» остается недооцененным, несмотря на похвалы со стороны тех, кто видел его первую версию.

 
«Прометей», 2012 и «Чужой: Завет», 2017

Возможно, неправильно называть «Прометей» и его продолжение «Чужой: Завет» недооцененными в традиционном смысле. Каждый из них получил достойные отзывы критиков, а первый стал скромным хитом и вызвал немалый ажиотаж во время своего выхода, поскольку представлял собой возвращение Ридли Скотта к франшизе «Чужой», которую он начал еще в 1979 году.

Но, возможно, «Прометей» был слишком тщательно изучен критиками как приквел «Чужого», хотя это не было его главной задачей; скорее, это была еще одна история, рассказанная в мире «Чужого». А когда фильм «Чужой: Завет» вернулся к истокам, фанаты, похоже, отвергли его за подражание тому, что они видели раньше. Поскольку «Прометей» использует уникальный подход к научной фантастике, а «Чужой: Завет» обновляет классическую формулу «Чужого», каждый из них заслуживает немного больше любви... или, по крайней мере, немного меньше ненависти, чем они получили за годы, прошедшие с момента выхода каждого из них.

 
«Гангстер», 2007

В последние годы популярность правдивых криминальных историй не уменьшилась, как и популярность биографических фильмов о реально существовавших людях. А Дензел Вашингтон все еще остается таким же популярным актером, каким он был в 2007 году.

Поэтому немного странно, что криминальный фильм, основанный на реальной истории, с сильной ролью Дензела Вашингтона в главной роли, был в основном забыт, несмотря на хорошие отзывы с момента его выхода, но такова ситуация, в которой оказался «Гангстер». Надеемся, что фильм не исчезнет совсем, потому что он хорошо держится и оправдывает свою амбициозность и увлекательную историю. Но на данный момент это еще одна картина, которая исчезла в фильмографии Ридли Скотта просто потому, что в ней слишком много хорошего.

 
«Дуэлянты», 1977

Это дебютный полнометражный фильм Ридли Скотта, и, хотя он далек от его лучших работ, это все же яркий первый фильм. В центре картины – соперничество двух французских лейтенантов, которые в течение нескольких лет проводят серию дуэлей, причем ни один из них никогда не побеждает другого, и в результате все их споры продолжаются и обостряются.

Харви Кейтель и Кит Кэрредин сыграли в фильме две сильные главные роли, показав, как Ридли Скотт всегда умел добиваться хороших результатов от своих актеров, даже с самого начала. В картине также есть очень приятные визуальные эффекты, внимание к деталям и мощное действие, которые постоянно присутствуют во многих фильмах Скотта, снятых после «Дуэлянтов».

 
«1492: Завоевание рая», 1992

Этот фильм был приурочен к 500-летию открытия Америки Христофором Колумбом, и именно об этом повествует картина. Он использует романтизированный, почти мифический подход к истории, рисуя Колумба в героическом свете и избегая его темных сторон, что делает «1492: Завоевание рая» проблематичным для восприятия.

Если рассматривать фильм как специфическое изображение истории, не заботясь об исторической точности, то он в значительной степени работает, так как визуально великолепен, хорошо поставлен, наполнен захватывающими, запоминающимися сценами и является в достаточной степени мифологическим. Но, пожалуй, рискованно и даже безответственно скрывать правду, когда речь идет о такой исторической фигуре, как Колумб. Поэтому вполне понятно, почему «1492: Завоевание рая» нравится не всем. Однако режиссерские и технические качества фильма в целом замечательны. Если бы они были соединены с сюжетом, который был бы готов быть полностью честным по отношению к истории, этот фильм вполне можно было бы считать одним из лучших в карьере Ридли Скотта. Однако в нынешнем виде это, по общему признанию, опьяняющий визуальный и звуковой опыт с историей, которая не всем понравится (да и не всем уже понравилась).