Маэстро эпохи Возрождения: кем был Дэвид Боуи на самом деле

«Я скучаю по его эгалитарному подходу к искусству», – вспоминает куратор Бет Гринакр, которая управляла коллекцией произведений искусства Боуи в течение 16 лет до самой его смерти и на протяжении 17 лет совместной работы поддерживала тесную дружбу с любимым импресарио поп-культуры.

 

Дэвид Боуи был мастером творческой вселенной и маэстро визуального выражения. Его охват был широким и распространялся на многие сферы: музыка, кино, мода и искусство, причем последнее возглавило его поддержку молодых поколений художников, пробивающихся через тяжелый рынок искусства. Помимо работы куратором Олбрайт, владения собственной галереей современного искусства в РОКБИ и работы внештатным консультантом по искусству, Бет Гринакр проработала 17 лет с Боуи в качестве его куратора и соавтора. Она руководила коллекцией Дэвида Боуи, важной и обширной коллекцией современной британской живописи и скульптуры, которая также включала сюрреализм, искусство аутсайдеров, африканское искусство и мебель из Мемфиса. Их сотрудничество охватило многочисленные выставки и повлияло на развитие онлайн-рынка искусства, подняв волну обсуждений в Интернете и открыв миллионам людей новые имена в мире искусства.

Гринакр вспоминает свою работу с Боуи, собственный подход к художественному воспитанию и будущее современного искусства.

При входе в мир искусства

«В наши дни все являются кураторами, но, когда я окончила Институт искусств Курто в 1990-х, кураторского курса еще не существовало. Я пришла в мир искусства, получив степень по истории искусств. Мне повезло, что я попала на лондонскую арт-сцену».

О знакомстве с Дэвидом Боуи

«Это не очень гламурная история. Впервые я встретила Дэвида в 1999 году в его доме в Нью-Йорке. Тогда я не осознавала этого, но он дал мне тестовое задание, чтобы проверить – сможем ли мы работать вместе. Я прошла тест, и уже к 2000 году работала вместе с ним над всеми его художественными проектами».

 

О подходе Боуи к искусству как творческой дисциплине

«Дэвид одинаково подходил ко всем видам искусства. Он не делал различий между медиа или дисциплинами, и это одна из многих вещей, которые сделали его таким особенным художником. Он читал изобразительное искусство так же, как музыку или литературу. Он был человеком эпохи Возрождения – слово следует использовать с осторожностью, но я без колебаний применяю его в отношении Дэвида. Мне не хватает его эгалитарного подхода к искусству – это то, как он относился к жизни – с открытым умом и сердцем».

О поддержке Боуи молодого арт-рынка

«В 2000 году Дэвид и я запустили Bowie Art, веб-сайт для поддержки молодых и начинающих художников. В то время не существовало такого понятия, как «рынок молодого искусства», а в 2000 году не было веб-сайтов для просмотра произведений искусств. Удивительно сейчас вспоминать, но тогда люди считали абсурдом то, что в Интернете может быть аудитория искусства. Но Дэвид был дальновидным в понимании силы и потенциала Сети; он также относился к нему осторожно, но раньше других увидел, насколько оно может быть продвинутым и какую пользу может принести».

«Bowie Art была платформой, которая давала выпускникам видимость и поддержку в важный момент в начале их карьеры, а также напрямую связывала их с пользователями. Дэвид разместил на сайте свое имя, так как он знал, что это привлечет аудиторию к творчеству, так и произошло. Вскоре после его запуска мы получали более миллиона просмотров в неделю».

 

О том, как научиться владеть современной галереей

«Художники позволяют нам по-новому взглянуть на мир, они ставят под сомнение статус-кво. Работать с художниками – это привилегия. Нам нужно защищать их и ту тяжелую работу, которую делают галереи, чтобы поддержать их.

«ROKEBY был нашим почти 15 лет, и мы никогда не боялись бросить вызов устоявшейся модели галереи; мы регулярно изменяли ее в соответствии с меняющимся ландшафтом и рынком. Мир современного искусства быстро меняется, и вы должны идти вперед и не бояться изобретать заново традиционные структуры».

Интересно, что бы сделал Боуи

«Я осознаю, что подхожу к большей части того, что делаю в мире искусства, с наставлениями, полученными от Дэвида. Теперь, когда он ушел, я часто спрашиваю, что бы Дэвид сделал в этом случае».