Каждый год Академия кинематографических искусств и наук пытается присудить «Оскар» «лучшему» фильму или артисту в каждой категории, и это не всегда удается, по крайней мере, несколько раз.
Всегда есть место для разногласий по поводу того, что считать «лучшим»: как можно сравнивать «Историю игрушек 3», «Начало» и «Король говорит!»? И все же в 2010 году избиратели сделали именно это.
Точно так же невозможно перечислить все вопиющие случаи выбора в истории Академии, но вот несколько самых больших ошибок.
«Как зелена была моя долина», 1941
Категории: «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучшая операторская работа»
Должен был победить: «Гражданин Кейн»
В наши дни нужно немного постараться, чтобы найти человека, который а) видел валлийскую мелодраму Джона Форда «Как зелена была моя долина» и б) сделал это не из болезненного любопытства, чтобы понять, что в ней было такого, что сделало ее лучше «Гражданина Кейна». Тем не менее, в Уэльсе, где происходит действие картины, есть преданные поклонники, готовые не обращать внимания на несколько шаткие акценты в знак признания того, что в фильме показана тяжелая жизнь шахтеров и в целом трогательная история любви. Но эта картина не оказала и близко того сейсмического воздействия, которое шедевр Орсона Уэллса оказал на последующие поколения кинематографистов, и в ретроспективе является причудливо безопасным, сентиментальным выбором.
«Оливер!», 1968
Категории: «Лучший режиссер», «Лучшие декорации»
Должен был победить: «2001 год: Космическая одиссея»
Отдадим должное: снятая Кэролом Ридом музыкальная версия «Оливера Твиста» – это в основном веселый роман, который не боится окунуться в темноту там, где это необходимо, чтобы придать Фейгину и Биллу Сайксу свою изюминку. Но фильм Стэнли Кубрика был – что являлось очевидным даже в то время – выдающимся достижением, изображающим несколько миллионов лет эволюции. Хорошая новость заключается в том, что Кубрик получил «Оскар» за работу над спецэффектами – единственный конкурсный «Оскар», но он был лишен звания «Лучшего режиссера», а его фильм – звания «Лучшего художника-постановщика».
«Птицы 2: Путешествие на край света», 2004
Категория: «Лучший документальный фильм»
Должен был победить: «Энрон: Самые смышленые парни в комнате»
Если бы больше людей смотрели «Энрон» и меньше – сказки о пингвинах, мир стал бы лучше. Документальный фильм Люка Жаке об Антарктике демонстрирует потрясающие кадры в неблагоприятных условиях, но ему мешает дрянной, ненаучный закадровый голос, который постоянно подчеркивает семейную «любовь», движущую этими существами – несмотря на то, что они спариваются только на сезон и никогда больше не видят своих детенышей, когда те отъедаются. С другой стороны, в фильме Алекса Гибни о шокирующем крахе любимицы Уолл-стрит сухим финансовым вопросам удается придать жизненно важный и непосредственный характер и избежать милых утверждений о том, что правление Enron просто не могло не быть мотивировано почти мистической преданностью деньгам.
«Столкновение», 2004
Категория: «Лучший фильм»
Должен был победить: «Горбатая гора»
Даже режиссер «Столкновения» Пол Хаггис не считает, что его фильм должен был победить нежную, трагическую ковбойскую романтику Энга Ли. И все же академия выбрала фрагментарный ансамблевый фильм, а не картину, разбивающую сердца. Возможно, они не были готовы к фильму о нетрадиционной паре; возможно, голосующие посчитали более «важным» в каком-то смысле наградить фильм о расовых проблемах в Лос-Анджелесе. В любом случае, если люди собираются вместе чтобы постонать о неправильном выборе «Оскара», этот фильм будет упомянут в течение первых пяти минут.
«Шофер мисс Дэйзи», 1989
Категория: «Лучший фильм»
Должны были победить: «Рожденный четвертого июля»/ «Общество мертвых поэтов» / «Поле чудес» и даже не номинированный «Делай, как надо»
Если бы вы включили телевизор в воскресенье днем и увидели «Шофера мисс Дэйзи», то могли бы подумать, что это милая, несерьезная картина, в которой есть несколько странных, неловких высказываний о расизме. Если бы кто-то сказал вам, что эта картина стала победителем в номинации «Лучший фильм», вы бы справедливо рассмеялись. И все же он победил, обойдя четыре фильма, которые значительно превосходят лауреата. Хуже всего то, что академия даже не номинировала на премию нашумевший фильм Спайка Ли «Делай, как надо», которому пришлось довольствоваться номинацией за «Лучший оригинальный сценарий» и номинацией Дэнни Айелло в категории «Лучшая мужская роль второго плана». Ли не был номинирован ни на «Лучшую режиссуру», ни на «Лучший фильм» до прошлогоднего фильма «Черный клановец».
«Величайшее шоу мира», 1952
Категория: «Лучший фильм»
Должны были победить: «Ровно в полдень»/ «Тихий человек» и даже не номинированный «Поющие под дождем»
Еще один неловкий выбор: академия отдала предпочтение цирковой феерии Сесила Б. ДеМилля вместо классического вестерна Фреда Циннемана «Ровно в полдень» и любимым ирландцами «Тихого человека» Джона Форда. Хуже того, они даже не номинировали «Поющих под дождем» на главные категории, предположительно потому, что они слишком легкомысленно отнеслись к своему превосходству. Награду за «Величайшее шоу» пытаются объяснить как своего рода карьерный приз для ДеМилля, но ирония заключается в том, что всего несколько лет спустя, в 1956 году, он снимет фильм «Десять заповедей», который, в свою очередь, стал бы «Лучшим фильмом» вместо «Вокруг света за 80 дней», победившего в том году. Но забрать статуэтку в то время должен был фильм «Искатели», так что, возможно, это мало что решает.
Роберто Бениньи за «Жизнь прекрасна», 1997
Категория: «Лучший актер»
Должны были победить: Эдвард Нортон за «Американскую историю X»/ Том Хэнкс за «Спасти рядового Райана»
Как фильм, «Жизнь прекрасна» получает много оскорблений, но он мог бы остаться незамеченным, если бы его комичный главный актер не получил «Оскар» за «Лучшую мужскую роль» и не перелез через несколько рядов самой дорогой аудитории в мире, чтобы получить свой приз. Это не ужасное исполнение, но и не лучшее на тему Второй мировой войны в том году – посмотрите на Тома Хэнкса в «Спасти рядового Райана» и по пути приклоните шляпу перед «Тонкой красной линией». Победителем, однако, вероятнее всего, должен был стать Эдвард Нортон в ужасающей, потрясающей роли в фильме «Американская история X».
Питер Пау за фильм «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», 2000
Категория: «Лучшая операторская работа»
Должен был победить: Роджер Дикинс за «О, где же ты, брат, где ты?»
Это не значит, что Питер Пау не сделал ничего прекрасного в эпопее Энга Ли. Но Роджер Дикинс проделал новаторскую работу над фильмом Коэнов «О, где же ты, брат, где ты?», переведя всю картину в «цифровой промежуточный формат» для обработки и изменения цветов фильма, чтобы придать ему тон сепии. Его процесс стал новым голливудским стандартом и привел к появлению двух десятилетий высоко стилизованных, тщательно окрашенных цифровых кинокартин. Оглядываясь назад, можно сказать, что его метод был большим нововведением, а награда в 2000 году избавила бы академию от почти двух позорных десятилетий, в течение которых Роджер Дикинс не получал «Оскара» в области кинематографии.
Хелен Хант за фильм «Лучше не бывает», 1997
Категория: «Лучшая женская роль»
Должны были победить: Джуди Денч за «Ее величество Миссис Браун» и Кейт Уинслет за «Титаник»
Хелен Хант очаровательна в этой комедийной драме, но даже в то время зрители с трудом вспомнили бы имя ее героини (на самом деле это была Кэрол). Если бы победа была присуждена как актрисе второго плана, было бы не так странно, но как главная роль она слишком несодержательна, чтобы сравниться с королевой Викторией Джуди Денч или даже с героиней «Титаника» Роуз в исполнении Кейт Уинслет. Не по вине самой Хант, она символизирует никудышные женские роли, которыми изобиловали – даже на «Оскаре» – в то время.
Эми Адамс
Не побеждала ни разу, несмотря на шесть номинаций
Леонардо Ди Каприо понадобилось всего пять номинаций, чтобы превратиться из яркого молодого парня в «пришло его время». У Эми Адамс было шесть номинаций в категориях «Лучшая женская роль» и «Лучшая женская роль второго плана», и она должна была быть номинирована за «Прибытие» в 2016 году, так что мы должны начать рассказ о том, что «пришло ее время». В 2019 Адамс была номинирована за «Власть», но проиграла, как и предсказывалось, Реджине Кинг, чье исполнение в «Если Бил-стрит могла бы заговорить» было душераздирающим. Видимо, время Адамс еще не пришло.