Семь фильмов Андрея Тарковского, которые должен увидеть каждый

Андрей Тарковский, один из величайших режиссеров в истории, снял всего семь фильмов. В честь дня рождения мастера рассказываем о каждом из них немного подробнее.

 

«Для меня он Бог», – сказал однажды Ларс фон Триер о режиссере Андрее Тарковском. В интервью Time Out London фон Триер заявил, что он 20 раз смотрел фильм «Зеркало» 1975 года.

Красота и философская тишина его кино по-прежнему вдохновляют известных режиссеров, от Ларса фон Триера до Андрея Звягинцева, а также режиссеров нового поколения.

Он снял всего семь полнометражных картин и на момент своей трагической смерти в возрасте 54 лет был одним из самых дальновидных, известных и влиятельных режиссеров в мире. Все его работы – это метафизические и духовные исследования человечества, и каждая из картин признана шедевром во всем мире.

«Иваново детство», 1962

Первый художественный фильм Тарковского. 12-летний Иван, осиротевший после вторжения гитлеровских войск, становится разведчиком Красной Армии. Он рискует своей жизнью, добывая для командования бесценные сведения о противнике. Фильм получил высокую оценку на Западе, выиграв «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале.

 
«Андрей Рублев», 1966

Эта картина Тарковского – пример развития его техники. В фильме показаны восемь моментов из жизни Андрея Рублева, русского иконописца XV века. Многие интерпретировали его как аллегорию тяжелого положения художника при советской власти, и поэтому премьера в СССР не проводилась в течение нескольких лет.

 
«Солярис», 1972

Тарковский получил множество похвал после адаптации научно-фантастического романа польского писателя Станислава Лема «Солярис» для большого экрана. В нем рассказывается история ученого, посланного для расследования загадочных событий, происходящих на космической станции, вращающейся вокруг планеты Солярис. По прибытии он находит свою мертвую жену живой на станции и пытается ее убить, но – как в навязчивой классике научной фантастики – она продолжает возвращаться.

 
«Зеркало», 1974

Пожалуй, это ключевая картина в его фильмографии и один из образцов, приближающих кино к поэзии. Фрагменты умирающего поэта Алексея составляют эту навязчивую автобиографическую мечту, которая переплетается со стихами отца Тарковского, Арсения, уважаемого писателя советских времен. Калейдоскопический подход фильма не предлагает прямого повествования и сочетает в себе события, сны и воспоминания.

 
«Сталкер», 1979

Другой научно-фантастический фильм Тарковского был его последней работой в России перед эмиграцией в Италию. Он основан на романе братьев Стругацких «Пикник на обочине». В вымышленном мире главный герой Сталкер зарабатывает деньги «работая» в качестве проводника по Зоне.

Это опасная зона, в которой есть комната, исполняющая самые сокровенные желания посетителей. По сюжету Сталкер направляется в эту комнату вместе с Писателем и Профессором. Пути, по которым они проходят в этой пустынной местности, одновременно являющейся и состоянием ума, и местом, можно только воспринимать, но не видеть в этом метафизическом лабиринте.

 
«Ностальгия», 1983

В начале 1980-х Тарковский навсегда уехал из России. Его кинокарьера продолжилась в Италии, где он снял телевизионный документальный фильм Tempo di viaggio, за которым последовала «Ностальгия», написанная в сотрудничестве с выдающимся итальянским сценаристом Тонино Гуэрра.

В фильме русский писатель путешествует по Тоскане со своим переводчиком, исследуя покончившего жизнь самоубийством русского композитора XVIII века. Ностальгия и отчаяние расстраивают его, пока он не встречает безумца Доменико, который убеждает его взять на себя задачу – пройти с зажженной свечой от одного конца СПА-бассейна до другого, чтобы «спасти мир».

 
«Жертвоприношение», 1986

Когда Тарковский приступил к работе над своим следующим и, в конечном счете, последним фильмом, он знал, что серьезно болен раком.

Это шведская постановка, аллегория самопожертвования человека в интерпретации Эрланда Юзефсона, который отказывается от всего, что ему дорого, во избежание ядерной катастрофы. Дуэт Юзефсона и кинематографиста Свена Нюквиста, известных своим сотрудничеством с Ингмаром Бергманом, указывает на влияние, которое знаменитый шведский режиссер оказал на Тарковского. Он был одним из немногих режиссеров, которыми Тарковский действительно восхищался.