О печальном обязательстве быть счастливым

Неустанная погоня за идеальной жизнью и тем самозваным счастьем, которое, кажется, все излучают в социальных сетях под защитой идеи капиталистического успеха, парадоксальным образом порождает несчастье, о котором мы даже не подозреваем.

 

Стремление к счастью – один из главных культурных императивов, которые преследуют нас. Изображения переполненных улыбок, которые бродят по социальным сетям, великие музыкальные хиты, созданные в честь этого, эпические голливудские хэппи-энды, книги по самопомощи, мистические секты, призванные помочь нам достичь этого опыта.

У нас есть множество примеров этого массового поиска, умело эксплуатируемого рынком под обещание, что если вы будете потреблять это, то достигнете подобного состояния. Но что такое счастье, существует ли оно? И если да, то можно ли его достичь?

 

Обсуждение вероятной природы счастья было бы долгим, спорным и неизбежно неточным, возможно потому, что оно предназначено для переживания, а не для описания или демонстрации. Независимо от этого, культурное стремление быть счастливым является в некоторой степени гнусным, отчасти потому, что счастье не должно рассматриваться как «обязанность» или критерий для определения богатства конкретного существования, и даже не должно постулироваться как жизненная цель.

Три примера для размышления

 

В ходе одного исследования было установлено, что наблюдение за счастьем других людей на Facebook* вызывает у нас депрессию. Этот пример иллюстрирует несколько аспектов, отличающих эту поп-философию жизни, которую мы могли бы назвать лейтмотивом «будь счастлив». Давайте вкратце рассмотрим, что представляет собой этот феномен.

С одной стороны, мы видим, что счастье, в идеале, должно быть продемонстрировано. Необходимо документировать свои кажущиеся счастливыми моменты и делиться ими. Мы считаем, что, если человек постоянно улыбается, значит, он не только по-настоящему счастлив, но и последовательно счастлив.

Тогда, видя в Facebook* или Instagram* фотографии «друзей», излучающих счастье, человек склонен думать, что, поскольку, возможно, я в этот момент не нахожусь на той же частоте, они счастливее меня, и это меня угнетает.

 

Другой интересный случай – кампания #100HappyDays, которая призывает людей проживать счастливый момент каждый день в течение 100 дней и размещать доказательства этих моментов в соцсетях.

Хотя эта инициатива апеллирует к тому, что современный темп жизни не позволяет успеть прожить счастливые моменты, так как не удается побыть в «здесь и сейчас», и эти размышления кажутся уместными, легкомысленное приглашение пережить и задокументировать 100 дней счастья граничит с патетикой.

Зачем навязывать себе задачу накопить баллы счастья за чуть более чем три месяца и продемонстрировать это в соцсетях, чтобы я сам поверил в это? А если в один прекрасный день мне просто не захочется испытывать счастливые моменты, и я предпочту, скажем, предаться восхитительной элегантности меланхолии, потеряю ли я свои баллы счастья? А если я решу сохранить некоторые моменты счастья в тайном саду и не транслировать их в сетях, значит, я потерпел неудачу?

 

Третий и последний пример – приложение Jetpac, созданное в честь «Международного дня счастья». Оно определяет, какие страны являются самыми счастливыми, по размеру улыбок на портретах, которые пользователи из каждой страны размещают в своем Instagram*. Те, кто улыбается больше всех, и те, у кого самая широкая улыбка, автоматически получают звание «самых счастливых».

Как мы видим, три рассмотренных случая объединяет потребность демонстрировать счастье другим. В лучшем случае это означает, что для того, чтобы подтвердить свой опыт, я должен сначала засвидетельствовать его перед внешним сообществом, а затем, да, поверить в него.

Но это также может означать своего рода соревнование, кто счастливее, или страдание по поводу мимолетности такого состояния, которое требует быстрого «увековечивания» на фотографии.

 

Трудно поверить, что счастье – это внешнее, достижимое и созерцаемое состояние. Более того, оно кажется опытом, который нельзя найти путем поиска, а является результатом набора действий или установок, которые вы принимаете правильным образом, и выгоды, от которых включаются счастливые моменты.

Счастье больше соответствует эфемерному состоянию, которое время от времени поднимается и, как таковое, должно опуститься. Достоевский говорил, что счастье – это то, что мы испытываем после встречи с глубинами несчастья, а Юнг утверждал, что без моментов печали счастье теряет всякий смысл.

В любом случае, каким бы ни было ваше мнение по этому вопросу, мы предлагаем вам не чувствовать себя обязанными быть счастливыми, не нуждаться в фотографии, документирующей ваши счастливые моменты, чтобы считать их подлинными, и задуматься о чудесах других состояний, таких как меланхолия или, почему бы и нет, грусть.