«Air: Большой прыжок»: история Бена Аффлека о Майкле Джордане и Nike

Бен Аффлек вновь подтверждает свое мастерство в качестве режиссера новым фильмом о легенде баскетбола и не менее легендарном бренде.

 

Бен Аффлек заслуживает большего признания. На протяжении десятилетий актер, сценарист и режиссер получил несправедливое количество суждений, начиная с его актерской карьеры и заканчивая тем, что он стал любимцем папарацци, но работа, проделанная Аффлеком за три десятилетия, действительно впечатляет. Как актер, он работал с такими режиссерами, как Ричард Линклейтер, Гас Ван Сент, Терренс Малик, Ридли Скотт и Дэвид Финчер. Первый сценарий «Умница Уилл Хантинг» принес Аффлеку премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий вместе с Мэттом Дэймоном, а в дополнение к написанию трех последних режиссерских работ, он снова работал с Дэймоном и Николь Холофсенер над преступно недооцененной «Последней дуэлью».

 

Как режиссер, Аффлек дал нам тот тип взрослых драм, которые мы редко видим на экране, фильмы, которые остаются с вами надолго после их окончания, но, тем не менее, каким-то образом остаются популярными – такие, как «Город» и «Арго», получивший премию «Оскар» за «Лучшую фильм».

Через семь лет после своего единственного провала в качестве режиссера, «Закон ночи» 2016 года, Аффлек возвращается в качестве режиссера с фильмом «Air: Большой прыжок», который, несмотря на то, что действие происходит в основном в залах заседаний и за телефонными разговорами, становится одним из лучших фильмов 2023 года, захватывающей историей, которая держит нас в напряжении, несмотря на то, что мы точно знаем, чем эта она закончится.

 

Действие фильма происходит в середине 1980-х годов, когда компания Nike была лишь третьей по величине обувной компанией в мире, уступая Converse и Adidas, и пыталась сделать себе имя на баскетбольной обуви, подумывая о том, чтобы вообще закрыть это подразделение. В то время как большая часть баскетбольного подразделения Nike пытается подписать контракты с несколькими сомнительными игроками NBA, Сонни Ваккаро (Мэтт Дэймон) хочет подписать контракт с одним новичком: Майклом Джорданом. Сонни видит в Джордане нечто такое, чего пока не видит никто другой, и знает, что использование всего бюджета Nike на баскетбольную обувь для того, чтобы заполучить Джордана, будет, что называется, «на ура». Единственная проблема, с которой сталкивается Сонни, – убедить Nike заключить самую крупную сделку, которую они когда-либо заключали, и убедить Джордана, который не заинтересован в Nike, перейти в компанию, занимающую третье место.

Как и в других фильмах Аффлека, в «Air: Большой прыжок» собрался невероятный актерский состав. В последние годы Дэймон стал идеальным актером для такого типа ролей, играя персонажей, которые, кажется, способны предсказать будущее любой среды, в которую он попадает (см. также: «Ford против Ferrari»), но при этом демонстрируя страсть и чувство юмора, что делает его таким интересным исполнителем главной роли. Джейсон Бейтман превосходен в роли Роба Штрассера, менеджера по рекламе Nike, которого Сонни убеждает помочь в его дикой затее в самом начале, а Аффлек прекрасно выбрал себя для роль главы Nike Фила Найта. Даже в небольших ролях Марлон Уэйанс, Крис Такер и особенно громогласный Крис Мессина получают свои моменты, чтобы украсть этот фильм прямо из-под носа у главных актеров. Особенно это касается Виолы Дэвис, которая играет мать Майкла, Делорес Джордан, по просьбе самого Майкла. В каком-то смысле Дэвис почти играет суррогат зрителя, поскольку и она, и зрители знают, какой силой и блеском обладает ее сын на площадке, и мы знаем, что он стоит каждого пенни, за который она борется во имя своего сына.

 

Сценарий, дебют Алекса Конвери в кино, можно было бы легко раскритиковать за то, что он, по сути, построен вокруг героев, произносящих грандиозные, мотивирующие речи о силе величия или силе шанса, но «Air: Большой прыжок» не перегружен этими монологами. Наоборот, поскольку мы знаем, к чему приведет эта история, эти моменты оказывают удивительное воздействие, так как мы понимаем, что наблюдаем за тем, как эти люди делают все возможное, чтобы помочь одному из величайших спортсменов всех времен реализовать свой потенциал. Конвери и Аффлек делают все это, создавая историю, которая кажется грандиозной, несмотря на то, что часто происходит в менее впечатляющих офисах и в разговорах, которые в основном сводятся к тому, как сделать отличную обувь, которая, как они не подозревают, навсегда изменит историю.

Как и в других фильмах Аффлека, в «Air: Большой прыжок» чувствуется тот тип фильмов, который мы не так часто видим. Это вдохновляющий, трогательный и глубоко смешной фильм, в котором исследуются люди, просто хорошо делающие свою работу, пытаясь поступать правильно. Звучит просто, но это совсем не так, чтобы сделать подобное повествование таким захватывающим, каким оно получилось в итоге. Аффлек и Конвери точно знают, как справиться с этой историей и при этом сделать ее легкой. Например, Аффлек делает разумный выбор, никогда не показывая лицо Майкла Джордана. Джордан – это фигура, которая возвышается над всеми этими персонажами, и, хотя он взаимодействует с актерами и этой историей, Аффлек знает, что если показать Джордана больше, чем он это делает, то это будет смело отвлекать внимание от основной истории. Точно так же он знает, как использовать актеров второго плана, никогда не перебарщивая с выступлениями Дэвис или Мессины, которые могли бы украсть историю у Сонни Дэймона. Это мастерское балансирование, с которым Аффлек справляется превосходно.

 

Конечно, было бы гиперболой сказать, что Аффлек угождает публике зрелого кинематографа, но он определенно один из лучших в этом деле. Как показывает нам Сонни в самом начале, когда пытается заставить Nike инвестировать в Джордана, он знает, что Джордан обладает легкостью на площадке, что он делает это так легко, несмотря на напряжение и давление, которое испытывал бы любой другой игрок. Точно так же Аффлек делает фильм легким – режиссер, который знает наверняка, как построить ожидание, вызвать наше волнение и рассказать историю об обуви, которая действительно захватывает и увлекает.