16 лучших фильмов Пенелопы Крус

В день 49-летия актрисы анализируем творчество харизматичной испанской кинозвезды, которая в прошлом году была номинирована на премию «Оскар» за фильм «Параллельные матери».

 

«Не уходи», 2004

Странная, нездоровая, сексуально откровенная мелодрама, в которой изображение изнасилования сегодня считается, мягко говоря, проблематичным. Пенелопа Крус играет роль Италии, уязвимой женщины из рабочего класса, на которую напал известный хирург (его играет режиссер фильма Серджо Кастеллитто), после чего она становится одержимой. Не самая лучшая роль для Крус, но фильм, по крайней мере, дает ей что-то, кроме традиционного почитания силы жизни.

 
«Выбор капитана Корелли», 2001

Роль симпатичной гречанки в этом сиропном военном романе – это та самая роль евроинтеллектуала, которую Голливуд, не задумываясь, предложил бы Крус. Здесь она разрывается между своим привлекательным парнем-рыбаком, которого играет Кристиан Бэйл, и, конечно же, итальянским офицером с возмутительным акцентом, капитаном Корелли, которого играет Николас Кейдж, поселившимся на ее острове и играющим на своей ужасной мандолине. Гордая и страстная личность Крус здесь карикатурна.

 
«Пираты Карибского моря: На странных берегах», 2011

Крус уже работала с режиссером Робом Маршаллом над мюзиклом «Девять», но это была более приятная роль: редкий шанс для нее сыграть в мейнстримовой голливудской комедии. Она хорошо справилась с этой задачей, завязав милые знакомства с одной из самых больших звезд франшизы той эпохи. Джонни Депп вернулся в образе пирата Джека Воробья, а Крус с удовольствием играет пылкую пиратку Анжелику, старую соперницу или, возможно, давнюю возлюбленную Джека. И все же есть некая неувязка: Крус не может не быть теплой и романтичной, в то время как Воробей Деппа – привередливый, странно асексуальный.

 
«Ванильное небо», 2001

Теоретически, совместная роль Крус с Томом Крузом должна была бы стать сочетанием чистой физической красоты, чтобы сорвать крышу с любого кинотеатра в мире. И на самом деле, после съемок фильма «Ванильное небо» у этой пары (Пенелокруз? Томкрус?) были трехлетние отношения, которые, как известно, завязались из-за неспособности Крус принять сайентологические строгости Круза. Это был голливудский ремейк гораздо более успешного испанского мистического триллера «Открой глаза», в котором богатый мужчина делает пластическую операцию по восстановлению лица, изуродованного в автокатастрофе, и влюбляется в красивую женщину (Крус). В этом ремейке Крус повторяет свою роль, но напротив более самозабвенно звездного мужчины; это, вероятно, разбалансирует их отношения и всю эмоциональную экосистему фильма.

 
«Королева Испании», 2016

Сравнение Крус с Софи Лорен стало клише, но оно неизбежно в этой приятной, глупой мета-кинокомедии Труэбы. Крус находится в царственной форме в роли Макарены, великолепной кинодивы 50-х годов, которая возвращается на свою родину после триумфальной голливудской карьеры, чтобы сыграть королеву Изабеллу Кастильскую в абсурдном совместном американо-испанском проекте. Постановка идет с фарсовыми проблемами, по крайней мере, отчасти из-за того, что режиссер-антифранковец, отбывающий тюремный срок в качестве политического заключенного, выполняет на съемках поденную работу. Весь актерский состав и съемочная группа вовлекаются в план его побега.

 
«Элегия», 2008

История взаимоотношений преподавателя колледжа Дэвида Кепеша и юной непорочной кубинки Консуэлы Кастильо, которую он встречает в Нью-Йорке. Он – одинокий плейбой, буквально воспринявший лозунги сексуальной революции, оставивший жену и детей взамен на сексуальную беспечность. Она – единственная дочь католического семейства кубинских иммигрантов. И кажущаяся пропасть между ними становится почвой для обжигающего романа, бросившего Кепеша из безумных безответственных связей в водоворот любовных страданий и ревности.

 
«Лабиринты прошлого», 2018

Это нетипичный фильм иранского режиссера Асгара Фархади, прохладно принятый некоторыми критиками в свое время. Он дает Крус очень сильную роль, в смелой и запутанной таинственной драме-триллере, в роли Лауры, которая приезжает на семейную свадьбу в испанскую деревню своего детства со своими двумя детьми, оставив мужа в их доме в Аргентине. Ее дочь рассказывает Лауре, что она узнала, что здесь живет мужчина (его играет Хавьер Бардем), который когда-то был влюблен в Лауру. Это незаживающая рана прошлого, которая становится ужасно значимой, когда дочь Лауры исчезает. Фархади дает Крус нечто иное – она не метафантастическая мать-земля и романтическая миф-икона, которую многие делают из нее, а кто-то более укорененный в мрачном и неприкрашенном реальном мире тайн и стыда.

 
«Ветчина, ветчина», 1992

В этом фильме состоялся кинодебют Крус – в возрасте 18 лет она сыграла красивую, молодую Сильвию, живущую в сюрреалистически задуманном испанском городке, где основными работодателями являются завод по производству хамона и фабрика нижнего белья. У нее роман с избалованным молодым наследником империи по производству нижнего белья; грозная мать этого парня пытается разлучить их, нанимая красивого мужчину, чтобы соблазнить Сильвию. Это Рауль, начинающий тореадор, который недавно занимался моделированием мужской одежды и на самом деле имеет эмоциональную связь с матерью Сильвии. Его играет Бардем, чье появление в резюме Крус здесь знаменательно, учитывая, что они поженились почти 20 лет спустя. Экстравагантная сексуальность и нелепость фильма задала тон чувственности и привлекательности самой Крус, которые были окрашены некой романтической невинностью и очарованием.

 
«Открой глаза», 1997

Небезупречный, но очень интригующий фильм об иллюзии и реальности с намеками на Бунюэля и Франжу и растущим культовым статусом. Фильм снят режиссером и соавтором Алехандро Аменабаром, в главных ролях – испанский актер Эдуардо Норьега и Крус, позже переделанный в «Ванильное небо», где роль Норьеги досталась Тому Крузу. Норьега играет Сезара, богатого молодого парня, который делает пластическую операцию после того, как был ужасно изуродован после автокатастрофы, а затем переживает сверхреальные галлюцинации, неотличимые от реальности, связанные с очаровательной молодой женщиной Сильвией (Крус), чей роман и привел к аварии. В некотором смысле, этот фильм сыграл важную роль в том, что Крус получила роль сильной версии девушки-мечты маниакального человека: прекрасной, недостижимой, похожей на музу мечты для очарованных.

 
«Вики Кристина Барселона», 2008

Крус получила «Оскар» за «Лучшую женскую роль второго плана» в фильме Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона» – умеренной комедии Аллена периода роскошно-туристического Евро, в который также входил его итальянский роман «В Рим с любовью» (2012), в котором Крус сыграла стереотипно придуманную итальянскую девушку по вызову. Эта роль для нее более интересна и увлекательна, и, несмотря на все недостатки фильма, Крус абсолютно выбивает остальных актеров из колеи, демонстрируя потрясающее комическое исполнение. Она играет Марию Елену, страстную, беспокойную бывшую жену угрюмого художника Хуана Антонио, похожего на Пикассо, которого играет Бардем, и совместная игра в этом фильме переросла из профессиональной дружбы в любовь; через два года они поженились. Мария Елена все еще присутствует в жизни Хуана Антонио, нависая над его попыткой соблазнить двух приезжих американок, Вики и Кристину, которых играют Ребекка Холл и Скарлетт Йоханссон.

 
«Разомкнутые объятия», 2009

Это один из удивительных фильмов-миражей или головокружительно завораживающих мета-мелодрам, которые так естественно получаются у Альмодовара. Крус играет потрясающе харизматичную кинозвезду и любовницу продюсера по имени Лена (неизбежно, это сокращение от Магдалены, еще один намек на сакральность, обернутую профанацией, которую Альмодовар экстатически открыл в экранной личности Крус). Есть замечательная сцена, в которой Лена примеряет различные костюмы и стили, экспериментируя с образом платиновой блондинки Мэрилин. «Не улыбайся!», – задыхается очарованный режиссер. «Парик достаточно фальшив!».

 
«Все о моей матери», 1999

Для некоторых этот фильм стал кульминацией не только карьеры Крус, но и Альмодовара – и он продолжает оказывать сенсационное воздействие, осыпая своих поклонников блаженством. Несмотря на всю гениальность этой картины, последующие фильмы Крус и Альмодовара превзошли его. Когда подростка трагически сбивают насмерть на улице, его мать решает поехать в Барселону и связаться с отцом мальчика: транссексуалом, который также имел отношения с сестрой Розой, молодой монахиней в исполнении Крус. Это удивительно мощная, сложная схема эмоциональных отношений и сексуальной идентичности, и хотя Крус не является главной звездой фильма (это Сесилия Рот), ее присутствие является неотъемлемым. Альмодовар нашел в Крус то невинное и почти детское качество, которое поддерживает мелодраму фильма.

 
«Боль и слава», 2019

И снова присутствие Крус знаменует собой то сверхзаряженное место, где жизнь и искусство встречаются в фильме Альмодовара: фильм об удовольствии, который сам по себе является удовольствием. Антонио Бандерас играет Сальвадора, кинорежиссера, который переживает кризис среднего возраста, проблемы со здоровьем и затишье в карьере. Случайная встреча (ключевой компонент повествования Альмодовара) открывает в нем что-то, и он переживает экстатические воспоминания о своей матери, замечательно сыгранной Крус, в исполнении которой слились воедино чувственность, материнство и невинность, а также тот определенный вид красоты, который идеализирован и пикантно недостижим из-за того, что остался в прошлом.

 
«Параллельные матери», 2021

Крус и Альмодовар вышли на новый уровень в этом шедевре о страстном мужестве матерей-одиночек. Крус играет Янис, стильного фотографа, которая забеременела после короткого романа; она делит палату в родильном отделении с Аной (Милена Смит), трудным подростком, которая также одинока. Янис становится ей подругой и даже в какой-то степени мамой. Последовавшая за этим драма с обменом детьми углубляется и усложняется сюжетной линией, связанной с фашистским прошлым Испании. Крус привносит в эту роль зрелость, страсть и эмоциональный интеллект, граничащие с гениальностью.

 
«Возвращение», 2006

«Возвращение» – это яростная мелодрама о женской храбрости, в которой наиболее полно раскрывается удивительная интенсивность, красота и харизма Крус. Она играет Раймунду, трудолюбивую жену и мать (конечно же), чей мир рушится после ужасного акта насилия. В фильме есть что-то от Сирка, а также Хичкока, и есть удивительный кадр сверху, где Раймунда моет окровавленный нож в кухонной раковине. В кадре видна блестящая корона ее вороных волос и эмалевая миниатюра распятого Христа в ее декольте – образ, остроумно деконструирующий патриархальный мир церкви и государства, в котором оказалась Раймунда, и одновременно воспевающий ее бескорыстную находчивость и твердость. В этом фильме Крус исполняет великолепную песню: плач о прошлых жизнях и любви, который она поет перед толпой в ресторане. Она – одна из величайших героинь кино.

 
«Главная роль», 2021

В «Главной роли» снялись Пенелопа Крус, Антонио Бандерас и аргентинец Оскар Мартинес (известный вам по фильмам «Дикие истории» и «Короли интриги»). Пенелопа Крус – это сумасбродный кинорежиссер, творящий фестивальное авторское кино. Антонио Бандерас – это поверхностный, но очень популярный актер. А Оскар Мартинес – мастер актерского искусства, прославленный, но далеко не популярный. Вместе их объединяют съемки фильма. «Главная Роль» – участник Венецианского фестиваля, а фильмы, попадающие на подобные мероприятия, далеко не для всех, но именно эту работу будет интересно посмотреть многим. Довольно удачно в работе Мариано Кона и Гастона Дюпра сочетаются южный юмор, нетривиальный сюжет и даже некоторая толика экшена, если таковым можно назвать несколько минут в самой развязке картины. И пускай начало кажется немного растянутым, но позже становится ясно, что это время необходимо для осознания всей идеи, что пытается донести фильм.